Периодичность: 5 раз в неделю

Избранное 2022

Информационная продукция предназначена для лиц старше 16 лет.

№1(87) от 31.01.2022 

 

Полночь разбита
 
Елена Чапленко
 

Полночь разбита; осколки повсюду,

Ветер на звон прилетел.

И дальше не стану, больше не буду

Ловить рикошетных стрел.

 

Полночь иссякла, и капли и росы

Бристольский свет поглотил;

Октябрьский снег и апрельские грозы;

И тот, кто градом палил…

 

Полночь свои собирает обломки

Наперекор тем иным,

Чьи голоса и вдали слишком громки,

Чей образ неповторим.

 

Вкруг полночь рассыплет лабрадориты –  

Дважды её не разбить.

И двери – что стены; гости забыты –

Мерцает медная нить.

№2(88) от 28.02.2022

 

29 апреля – самый любимый день в году!
 
Елена Чапленко

 

29 апреля – самый любимый день в году! Весь мир отмечает Международный день танца! Праздник носит официальный статус, он утверждён по решению ЮНЕСКО в 1982 году. Дата выбрана в честь дня рождения великого хореографа, основоположника самостоятельного балетного искусства француза Жан-Жоржа Новерра (1727-1810).

 

Международный день танца предполагает объединение и продвижение всех известных направлений в танце, а также способствует зарождению новых танцевальных идей. Как в шутку отмечают танцовщики, в этот день непременно следует сделать три вещи: пригласить на танец, добиться приглашения на танец, и исполнить танец своей души.

 

Одним из самых ожидаемых событий в мире танца, бесспорно, является состязание танцоров в брейкинге на грядущих летних Олимпийских играх в Париже в 2024 году. Более известное под названием «брейк-данс», танцевальное направление брейкинг зародилось в Соединённых Штатах Америки в 70-е годы ХХ века в «уличной» молодёжной среде. Любопытен тот факт, что ни один танцовщик не будет знать заранее, под какую музыку ему придётся выступать. На состязания по брейкингу принято приглашать диджея, который ставит музыку на свой вкус, как правило, это неизвестные треки.

 

В то же время, параллельно брейкингу, берёт своё начало другое необычное направление – флэтленд – танец на велосипеде. Изначально техническая составляющая «танца» напоминала микс элементов воздушной акробатики и фристайла. Однако в настоящее время танцоры на велосипедах способны исполнить поистине хореографические шедевры – вставное па-де-де из балета «Лебединое озеро», вариации на тему «Спартак», «Дон Кихот», «Баядерка»…

 

Особой романтичностью отличается танец на воздушных полотнах. По легенде средних веков, танец на воздушных полотнах исполнялся в качестве признания в любви. По эмоциональной подаче этот танец можно сравнить с серенадой, которую обычно исполняют под балконом возлюбленной. Неизменный шарм «воздушному танцу» придаёт скрипка. Фантастическим представлением оборачивается игра на скрипке в классическом её понимании в сочетании с пластичностью тела танцовщика на воздушных полотнах.

 

Другим музыкальным инструментом, который так часто можно увидеть в руках танцовщика, является бубен. Танцы с бубнами известны с доисторических времён. Как правило, это были танцы-призывы, танцы-моления. Например, удар левой рукой в бубен на 3/4 такта и два удара на 7/8 – просьба о разуме. Ритмичный удар в бубен над головой, далее 2 удара левой рукой на 3/4 такта и два удара правой рукой на 3/4 такта – моление о любви.

 

Кастаньеты также являются довольно известным атрибутом танцоров. Кастаньеты или виноград? – первый вопрос, который задавали дамы, приглашающие на танец (т.е. белый танец). Если избранник отвечал: «Кастаньеты», то пара начинала танцевать, причём первый тур ведомым был избранник, далее – дама. Если избранник отвечал: «Виноград», то есть отказывал даме в танце, он был лишён права ухаживать за любой из присутствующих дам до конца фестиваля. Также дама могла швырнуть ему виноградной гроздью в лицо.

 

«Кто не собьёт боксёрскую грушу коленом, тот не сможет танцевать рок-н-ролл!» - гласила надпись гангстерских «клубов по интересам». Модный танец рок-н-ролл гангстерам приходилось разучивать без отрыва от обязательного занятия боксом. Кроме того, гангстеры высокого роста укорачивали ремни кобуры, поскольку оружие ограничивало их в демонстрации экспрессии в танце. Подсчитано, что две пары, танцующие рок-н-ролл, посредством преобразования механической энергии в электрическую, способны завести электромобиль.

 

Танец кварталов парижского Монпарнаса – канкан – яркий, пышный, фееричный – по праву называется «танцем счастья». Когда в 30-е годы ХХ века красавиц набирали в кордебалет кабаре, им задавали неизменный вопрос: «Вы счастливы?» «Нет! – отвечали они. – Поэтому мы и пришли сюда – танцевать канкан и испытать счастье!»

№3(89) от 31.03.2022

 

Реверанс как искусство

 

Елена Чапленко

 

Один из наиболее изящных жестов приветствия – реверанс – вошёл в моду светского общества Западной Европы на рубеже XVI-XVII веков. Реверанс был взят из танцевальной культуры тех лет. Как это ни удивительно, но упоминание реверанса чаще всего встречается в сказках.

 

Два любопытных факта. Всемирно известная сказка «Золушка» Шарля Перро является лишь переложением с одноимённой сказки итальянского писателя Джамбаттиста Базиле. И потерянная туфелька героини – это не вымысел. Будучи придворным у герцога Монферрата Винченцо I Гонзага, Джамбаттиста Базиле нередко наблюдал как дамы, выполняя реверанс, теряли туфли. И однажды после неудачно исполненного реверанса юная особа действительно сбежала с бала в одном башмачке. Правда, вслед за «Золушкой» устремился не принц, а герцог Гонзага-младший (не имевший прав на престолонаследие), и вовсе неизвестно, чем закончилась эта история, поскольку оба участника придворного бала нарушили протокол. В свою очередь, Шарль Перро финал сказки романтизировал.

 

В эмоциональном плане можно выделить два типа реверанса: реверанс-покорение и реверанс-восхищение. До конца ХХ века реверанс демонстрировал исключительно покорение, также он подчёркивал более низкий статус того, кто приседает в реверансе. В настоящее время предпочтение отдаётся реверансу-восхищению. Его отличает поистине восторженный взгляд вверх и чувство собственного достоинства, при этом допустимо прикоснуться к лицу, высшему по статусу.

 

Правила высокого этикета требуют исполнения реверанса в случае категорического отказа на предложения, имеющие сильный эмоциональный окрас, например, на предложение венчания.  

 

Поскольку красивый реверанс требует безупречного равновесия, его разучивают как сложный танцевально-спортивный элемент. При этом особое внимание уделяется туфлям – их форме, материалу подошвы и, главное, высоте каблука. В зависимости от упомянутых деталей выбирается позиция, в которой следует присаживаться в реверансе. Также мастера по эстетике разрабатывают позиции с учётом фасона платья, преимущественно юбки. Когда осуществляется пошив наряда, отдельный примерочный день принято уделять именно удобству исполнения реверанса.

 

Легендарный герцог XVII столетия Гентор Флёрсен, отлучённый от двора за подготовку мятежа против нечестной знати и вышедший на улицу зарабатывать на жизнь продажей цветов, стал невольным соучастником создания новых форм реверанса. Восхищённые личностью Флёрсена дамы приветствовали его дворцовым статусным реверансом, тогда как отлучённых от двора удостаивать статусными реверансами было строго запрещено. Во избежание наказания дамы придумали маленькую хитрость – они изменили направление щиколотки скользящей ноги при заходе в глубокий реверанс. Таким образом, позиция реверанса перестала отвечать требованиям придворного протокола, а значит реверанс, которым дамы приветствовали цветочника, уже нельзя было назвать дворцовым.

 

Ещё один спонтанный реверанс вышел из модного парижского салона второй половины XVIII века. Невзирая на красоту позиции, приветственный жест окрестили реверансом, выражающим презрение. Если верить сохранившимся дневникам, то в этом реверансе приседали все дамы, приветствовавшие маркиза де Колона. Маркиз де Колон – альфонс, обманом вступивший в брак с маркизой де Колон, - присвоил себе её фамилию, титул и состояние. Позднее реверансом-презрением дамы «награждали» сплетников и лицемеров, которым «желали дать пощёчину, но правила хорошего тона того не позволяли».

 

В Англии есть поговорка – «…у такой-то особы после приёма все юбки спутаны» - это означает, что особа многократно приседала в различных позициях статусного реверанса: от лёгкого приветствия до глубокого реверанса перед высокопоставленным лицом; тем самым подчёркивается, что особа обладает самым низким статусом среди приглашённых. Эта поговорка – своего рода оскорбление. Есть и другая, по смыслу противоположная, поговорка – «…леди исполняет реверансы – по количеству гостей» - имеется в виду, что леди, в силу своего эстетического воспитания, считает себя обязанной приветствовать каждого гостя.

 

Считается, что реверансы не всерьёз (шутливые, от слова – «шут») исполняют только простолюдины (применительно к прошлым столетиям). Исполнение реверанса без знания чёткой последовательности действий, а также приветственный жест, похожий на реверанс, - недопустимы.

 

Несмотря на всю красоту и изящность, реверанс в настоящее время – более чем неуместный приветственный жест на любом светском приёме. Однако и здесь существует два исключения – реверанс является неотъемлемой частью королевских церемониалов; без реверанса немыслим классический балетный мир.