Периодичность: 5 раз в неделю

Избранное 2023

Информационная продукция предназначена для лиц старше 16 лет.

№129(227) от 07.07.2023

Артём Минин. Московский академический театр Сатиры. Интервью с замечательным актёром

 

 

 

Елена Чапленко: Одна из Ваших ярчайших ролей – роль сэра Чарльза Марлоу в спектакле Павла Любимцева «Ночь ошибок». Расскажите о ней.

Артём Минин: Роль, действительно, подарок для любого артиста! Разноплановая, многогранная, яркая, интенсивная! Молодой человек, который очень стеснительно ведёт себя с женщинами своего статуса – вот такой он от природы, становится развязным и многое себе позволяет в обществе горничных и служанок. Этот парадокс неизменно вызывает улыбку! Мой герой Чарльз Марлоу от стеснения не может даже взглянуть на молодую мисс Кэт Хардкасл, но всё резко меняется, когда мисс Кэт переодевается служанкой. Марлоу влюбляется в неё, и на глазах у зрителя происходит интереснейший переход от невозможно застенчивого человека к более чем уверенному в себе мужчине. 

Елена Чапленко: На сцене Театра Сатиры допустима импровизация?

Артём Минин: Допустима и очень важна! И это – ещё одна прелесть этого спектакля! Есть такие сцены, которые, в силу своей жанровости, не повторяются никогда, и от спектакля к спектаклю играются нами по-разному. Притом, импровизируя, мы совершенно не меняем текст. В спектакле «Ночь ошибок» у меня есть сцена во втором акте, которую я бесконечно люблю – с мистером Хардкаслом – его играет Александр Чернявский. Всегда «по живому», всегда неожиданно! Каждый раз, выходя с ним из-за кулис, мы даже не представляем, как разовьётся наша сцена, какой она будет и «чем закончится». И это – настоящее счастье!

Елена Чапленко: Каким был Ваш путь в Театр Сатиры?

Артём Минин: Я пришёл в Театр Сатиры, когда учился на третьем курсу Щукинского училища по приглашению художественного руководителя театра Александра Анатольевича Ширвиндта. Ширвиндт тогда искал актёра на роль мальчика, школьника, и обратился к моему педагогу, Валентине Петровне Николаенко, и она предложила ему мою кандидатуру. Я пришел на пробы, показал пару отрывков из произведений, пародию на Людмилу Лядову, и Ширвиндт меня утвердил. Первый спектакль, который я сыграл на сцене Театра Сатиры – это постановка Александра Ширвиндта по пьесе Юрия Полякова «Чемоданчик». И я всегда хотел поступить только в Театр Сатиры. Здесь такая необыкновенная атмосфера – очень сильная и добрая! Думаю, что можно творить только в такой атмосфере.

Елена Чапленко: Чем для Вас является сатира?  

Артём Минин: На самом деле, большое заблуждение, что сатира – это что-то лёгкое, весёлое, смешное… Совсем не так. Сатира – это очень тяжёлый жанр. Это – высмеивание и какое-то оголение человеческих пороков.

Елена Чапленко: Пороки других столетий отличаются от современных?

Артём Минин: Они одинаковые. Что в современном мире, что раньше – пороки не отличаются, не отличаются желания и ценности. И сейчас, и во времена Островского люди хотят того же – жить, любить, быть богатыми, хотят успеха и власти.

Елена Чапленко: Театр сегодня – какой он, на Ваш взгляд?

Артём Минин: Мне кажется, что сейчас театр не играет такой роли, как в 70-80-х годах, когда театр находился в расцвете. Я думаю, это оттого, что у театрального искусства появилось большое количество конкурентов. И даже с приходом радио и телевидения, не было такого мощного потока всего-всего – «ю-тубов», «тик-токов» и прочего. Молодёжь совсем не интересуется театром. Сейчас в соцсетях люди пишут такое странное слово – «окультурились». Как будто бы они живут какой-то своей мирской жизнью, и тут вот чуть-чуть прикоснулись к культуре – посетили театр. Но если я скажу, что театр сейчас не нужен, это будет грубо. Театр нужен, но, действительно, не так и не всем.

Елена Чапленко: По Вашему мнению, зрителя, прежде всего, надо развлечь или заставить задуматься?

Артём Минин: Конечно, задуматься, в любой пьесе есть мысль. В любой пьесе зритель может увидеть себя и подумать, что ведь и у меня точно так же, как у этого героя. Это означает, что мы – играющие на сцене – и режиссёр всё сделали правильно, как и должно быть. Как я уже говорил, сатира – это не обязательно громкий смех…

Елена Чапленко: Образ горького смеха в Вашем репертуаре?

Артём Минин: Ну вот, например, Буланов – спектакль «Лес». Смешно… Мальчик, который ничего особенного из себя не представляет, не сильно образован, не уж прям так хорош собой, не сказать, что какой-то интересный человек, и вот при всех этих качествах добивается расположение Гурмыжской! И вот – он уже у власти! Вот такой дурачок теперь у власти! Пожалуйста… Можно ли его сравнить с кем-либо из нашего социума? Конечно, можно. Как говорят, талантам нужно помогать, бездарности пробьются сами.

Елена Чапленко: Грядущая премьера в Театре Сатиры – «Иван Васильевич» по пьесе Булгакова… Подготовка к спектаклю уже начата?

Артём Минин: Подготовка идёт полным ходом, каждый день идут репетиции. Большая, сложная работа, требующая не только артистических, но и физических энергозатрат. Булгаков вообще непростой автор. Но, я уверен, у нас всё получится.

Елена Чапленко: Режиссёр постановки – Сергей Газаров. Как бы Вы охарактеризовали его как режиссёра?

Артём Минин: Сергей Ишханович один из самых заразительных людей, которых я видел и встречал! Ощущение, что он никогда не устаёт! Всегда активен, всегда в азарте. Каждую секунду! И, конечно, он безумно талантливый артист и режиссёр.

Елена Чапленко: Какую роль Вам предстоит играть?

Артём Минин: Роль Жоржа Милославского. Безусловно, такая роль тоже настоящий подарок для артиста.

Елена Чапленко: Каким будет Ваш образ Милославского?

Артём Минин: Мы создаём образ филигранного вора, который прекрасно владеет своим ремеслом. При этом мой Милославский бесконечно обаятельный, лёгкий, способный найти выход из любой ситуации!

Елена Чапленко: Вас уже познакомили с декорациями? Какие они?

Артём Минин: Шикарные декорации! Машина времени в натуральную величину, боярские палаты – всё очень красиво, очень театрально и хорошо продумано.

Елена Чапленко: Какие замечания делает Вам Сергей Газаров на репетициях?

Артём Минин: Сергей Ишханович говорит, что у меня постоянно «гуляют руки». Все люди разные и, конечно, все актёры по-разному входят в образ – кто-то не сдерживая себя, кто-то более вальяжно. Я вообще лёгкий, порхающий мотылёк, у меня такая органика, а тут надо быть пожёстче, покрепче, быть более приземлённым. Любая роль – это поиск душевных и физических проявлений.

Елена Чапленко: С кем Вы в большей степени будете взаимодействовать в постановке?

Артём Минин: Юрий Борисович Васильев – мой непосредственный партнёр, который исполняет роль Ивана Грозного и роль управдома Бунши – у него учишься каждую секунду! Не нужно ничего говорить, не нужно никаких наставлений – Юрий Борисович «учит» абсолютно и исключительно своим примером. То, как он всегда включён в работу на сто пятьдесят процентов, как готов к каждой репетиции, к каждому спектаклю, складывается ощущение, будто бы у человека вообще нет другой жизни, только сцена! Талантливый до невозможности!

Елена Чапленко: У Вас есть роль-мечта?

Артём Минин: Я бы очень хотел, чтобы Сергей Ишханович Газаров поставил на меня «Женитьбу Бальзаминова». Я – жанровый артист и очень люблю гротеск, потому что гротеск – это сложнейший жанр, где нужно уметь проявлять яркость во всём. Мы с Сергеем Ишхановичем уже даже перешучиваемся на эту тему – Бальзаминова. Возможно, когда-нибудь это произойдёт…

Елена Чапленко: Расскажите, пожалуйста, о Вашей роли в премьерном спектакле «Невольницы».

Артём Минин: Одна из моих последних премьер – спектакль «Невольницы» Михаила Мокеева по пьесе Островского. Абсолютно по-современному звучащая пьеса. Когда ты её читаешь, каждое слово трогает, потому что все проблемы, которые были при Островском, все желания и пороки сохранились и по сей день, это очень актуально. Я играю Артемия Мулина. Молодой человек, карьерист, который очень хочет добиться определённых высот, хочет сделать себе имя… Если он и женится, то только выгодно и только из расчёта. Его любит глупой такой любовью молодая жена его хозяина, через которого он, собственно, и стремится сделать карьеру. И она ему, конечно, очень сильно мешает, портит жизнь… Для нас «Невольницы» достаточно необычный спектакль, потому что все семь артистов, занятых в постановке, за всё время спектакля ни разу не уходят со сцены, и находятся в постоянном взаимодействии друг с другом.

Елена Чапленко: В своём репертуаре Вы выделяете какой-то спектакль особо?

Артём Минин: Могу выделить спектакль «Арбенин. Маскарад без слов». Он действительно выделяется тем, что это пластический спектакль и, конечно, ты готовишься к нему чуть-чуть по-другому. Мы играем и существуем на сцене достаточно непривычным для нас способом – без слов. «Арбенин. Маскарад без слов» – это спектакль, где актёры говорят языком тела. Режиссёр спектакля – Сергей Землянский.

Елена Чапленко: Какое чувство сложнее всего передать языком тела?

Артём Минин: Любое несложно, если ты действительно включён в работу.

Елена Чапленко: С кем из режиссёров Вы работали в Театре Сатиры?

Артём Минин: Я работал со многими замечательными режиссёрами – с Александром Ширвиндтом, Сергеем Газаровым, Михаилом Мокеевым, Дмитрием Астраханом, Павлом Любимцевым, Сергеем Землянским, Антоном Яковлевым… У меня не возникало сложностей при работе с режиссёрами, по крайней мере, не было такого, чтобы мы говорили на разных языках. Думаю, что это заслуга щукинской школы. Режиссёры все разные. Опять же, если говорить о Газарове, то он безумно заразителен, ты просто ничего не можешь с собой сделать, даже если ты будешь не хотеть – ты захочешь! Такой режиссёр…

Елена Чапленко: Вы часто предлагаете собственное решение раскрытия образа?

Артём Минин: Конечно, в работе это необходимо. Нужно предлагать, нужно искать новые решения. Должно быть сотворчество актёра и режиссёра. Любому артисту свойственно отстаивать своё мнение, потому что мне́ это играть и мне́ существовать в этом сценическом мире. Как минимум, всегда нужно искать компромисс.

Елена Чапленко: Чьё мнение о Вашей работе является для Вас первичным?

Артём Минин: Не могу сказать, чьё мнение для меня первично… Мнение Валентины Петровны Николаенко, моего художественного руководителя курса. Людей, которым я доверяю…

Елена Чапленко: Для Вас имеет значение – выпускаете Вы спектакль или вводитесь в него?

Артём Минин: Да, конечно. Во-первых, если я выпускаю спектакль, значит, я делаю новую роль, создаю новый образ на сцене, и именно в этот момент я развиваюсь как артист. Но когда ты вводишься в спектакль, там следует придерживаться главного принципа – не помешать партнёрам. Здесь самое главное, не навредить.

Елена Чапленко: Что Вы пожелаете себе и зрителям на предстоящую премьеру «Иван Васильевич»?

Артём Минин: Желаю себе и зрителям встретить друг друга с чистым сердцем! Зритель в театре – это главный герой спектакля, и от него зависит очень и очень многое!

Редакция газеты "Мир и Личность"

в лице главного редактора Елены Чапленко

благодарит Артёма Минина за интересную беседу

 

Фотографии предоставлены пресс-службой

Московского академического театра Сатиры