Новости Культуры

№9 от 24 мая 2025 г.

Выдающийся мастер акварели  пушкинской эпохи Василий Садовников

 

Материал предоставлен

пресс-службой Русского музея

 

В Михайловском (Инженерном) замке Русского музея открылась выставка «Василий Семенович Садовников. Акварели пушкинской поры».

В 2025 году исполняется 225 лет со дня рождения выдающегося русского акварелиста – Василия Семеновича Садовникова (1800 – 1879). Его можно с полным правом назвать певцом Петербурга пушкинского времени и XIX века в целом. Город на Неве стал сквозной темой его творчества – парадный и будничный, но всегда прекрасный.

Выдающимся творением Садовникова является «Панорама Невского проспекта» - произведение, которое с годами не только не утратило своей художественной ценности, но и приобрело огромное историко-культурное значение. Среди фигур на панораме мастер запечатлел А.С. Пушкина.

Русский музей обладает самой крупной коллекцией работ Садовникова. Юбилейная выставка познакомит зрителей со 127 шедеврами из собрания Русского музея, а также 13 произведениями мастера из Эрмитажа, Музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, Музея архитектуры имени А. В. Щусева, Музея-заповедника «Петергоф», Музея-заповедника «Царское Село» и частной коллекции, что позволит ярко и многообразно представить творческий путь мастера.

«Пушкинская пора – это золотое время для нашей культуры. В эти годы, в середине XIX века, в Петербурге творили великие поэты и писатели, архитекторы и художники, начиная с Великого Карла – Василий Садовников почти ровесник и Пушкина, и Брюллова.

Расцвет акварели тоже пришелся на это время. Не только Садовников, но и другие выдающиеся акварелисты начали тогда создавать свои шедевры, но именно Василий Садовников среди них занимает абсолютно особое место. Нет, наверное, другого художника, который бы сделал главной темой своего творчества наш город.

Поэтому мне кажется, что для всех, кто воспитывает своих детей в петербургском духе, в любви к нашему прекрасному городу, очень важно прийти сюда и увидеть творчество этого прекрасного художника», – рассказала генеральный директор Русского музея Алла Манилова.

Выставка представляет творческое наследие Садовникова – своеобразную изобразительную энциклопедию Петербурга 1830-х – 1850-х. В отличие от видописцев более раннего времени художник заполнял городскую среду людьми. Изображая улицы, проспекты и площади города и его окрестностей, Садовников достигал впечатления многолюдья и многоголосья.

Садовников не получил систематического художественного образования. Его родители были крепостными дворовыми людьми княгини Н.П. Голицыной, послужившей прообразом старой графини в повести А. С. Пушкина «Пиковая дама».

С самого начала своей профессиональной деятельности Садовников предпочитал технику акварели, позволяющую быстро и подробно зафиксировать увиденное, однако требующую от исполнителя большого мастерства, так как она не допускает поправок.

Видимо, благодаря своей покровительнице графине С.В. Строгановой Садовников стал получать заказы от Общества поощрения художников: он раскрашивал гравюры, но постепенно ему стали поручать написание видов Петербурга и окрестностей, при этом он оставался «дворовым человеком» княгини Н.П. Голицыной. На выставке можно увидеть ранние произведения мастера из собрания Русского музея – виды Строгановской дачи на Черной речке, парголовской усадьбы графини В.П. Полье.

Крупнейшим творческим достижением Садовникова стало создание панорамы Невского проспекта по заказу издателя Андрея Прево. Общая длина панорамы составила 15,65 метров при ширине 15 сантиметров. В 1830-1835 гг. правая теневая сторона проспекта была литографирована по рисунку Садовникова Ильей Ивановым, а левая солнечная – Петром Ивановым.

Газета «Северная пчела» писала: «Верность рисунка, чистота отделки, изящество издания заслуживают самую лестную похвалу <...> Это самый похожий портрет нашего красавца, Невского проспекта. Многие из обыкновенных его посетителей попали на панораму Г-на Прево. Мы узнали тут многих дам и многих франтов».

Садовников зарисовал все строения, вплоть до строящихся и находящихся в чертежах. Многие из них не сохранились до наших дней. Мастер запечатлел и шумную повседневную жизнь проспекта: прогуливающихся чиновников с дамами, скачущих военных, нянек с детьми, спешащий простой люд, проезжающие кареты, телеги, груженые сеном. Дух пушкинского времени отражен в этом документально-художественном произведении, а самого поэта Садовников изобразил рядом с домом Голландской церкви. Там находился книжный магазин Фердинанда Беллизара, где Пушкин часто бывал.

В 1838-м Садовников получил вольную, и Академия художеств удостоила его звания «свободного неклассного художника». Его творчество привлекло внимание Николая I, и с тех пор он постоянно работал по заказу императора.

Садовников писал виды Санкт-Петербурга в разное время года и в разное время суток: к бракосочетанию великих князей, по случаю дней тезоименитств, рождения наследников, постройки новых зданий и открытия памятников, к приезду высоких гостей, делая множество натурных набросков. Они дают представление о методе работы художника и служат документом эпохи. Заказчиком Садовникова был и Александр II. Исполненные по заказу августейших особ произведения из коллекции Русского музея представлены на выставке.

В 1850-е Садовников много работал в окрестностях Петербурга. В собрании Русского музея представлены пейзажные виды Павловска, Гатчины, Петергофа и усадьбы Гостилицы. Их можно увидеть на выставке.

Художник много работал в интерьерном жанре, интерес к которому возник к середине XIX века. В Русском музее хранятся серии интерьеров Юсуповского дворца и Дома графини З.И. де Шово-Нарышкиной на Литейном проспекте (бывший Лекторий).

Они исполнены с большим художественным мастерством, отличаются тонкостью и выразительностью рисунка, яркостью колорита. Многие интерьеры утратили свой первоначальный облик, и о нем сегодня можно судить лишь по акварелям Садовникова.
 
Выставка продлится до 14 июля.

№8 от 23 мая 2025 г.

Страна побед

 

Материал предоставлен

пресс-службой Русского музея


В корпусе Бенуа Русского музея открылась выставка «Страна побед» – гимн победам России над захватчиками, посягавшими на ее суверенитет и целостность во все эпохи: от тевтонских рыцарей до нашествия Наполеона и фашистских полчищ. Масштабный экспозиционный проект посвящен 80-летию Победы в Великой Отечественной войне.

Выставка, открывшаяся накануне священного для всех россиян праздника 9 мая в Год защитника Отечества, рассказывает о великих полководцах и битвах, ставших самыми славными страницами отечественной истории и символами национальной гордости.

Выставка отражает ключевые исторические события с древнейших времен до современности, представляя и боевые эпизоды, и будни тыла: все, что связано с единением огромной страны ради победы.

Экспозиция включает свыше 200 произведений живописи, графики, скульптуры, иконописи, декоративно-прикладного искусства из собрания Русского музея. Среди них шедевры Ореста Кипренского, Василия Верещагина, Евгения Лансере, Александра Дейнеки, Михаила Авилова. Также выставка демонстрирует большой массив произведений из фондов музея, которые редко экспонируются и менее известны широкому кругу зрителей. Ряд произведений представлен после сложнейшей реставрации, в том числе никогда ранее не экспонировавшееся полотно «Александр Невский поражает Ярла Биргера» XVIII века.

Интерактивные элементы и иммерсионные технологии от технологического партнера выставки Сбер помогут погрузиться в исторический контекст и глубже понять влияние событий прошлого на современную культуру нашей страны. «Страна побед» – не только дань уважения нашей истории, но и повод для размышлений о значении побед в формировании национального характера и единства.

«Мы создавали эту выставку как гимн победам России во все времена и эпохи. Начиная с Александра Невского с его словами, ставшими главным лозунгом всей страны при любых попытках захватчиков наступить на суверенитет России: «Кто к нам с мечом придет, тот от меча и погибнет!».

Победы Александра Невского, Дмитрия Донского, Петра I, война с Наполеоном и, конечно, величайшая победа в Великой Отечественной войне – все этапы тысячелетней российской истории приводят зрителя к одному выводу: наша страна – это страна победителей и побед. Через массовый героизм, лишения, страдания и самопожертвование наш народ ВСЕГДА побеждает в борьбе за Отечество. Так было, есть и будет», – рассказала генеральный директор Русского музея Алла Манилова.

На выставке представлены иконы и пелены «Богоматерь Казанская», «Богоматерь Владимирская», «Богоматерь Тихвинская» XV – XIX веков. К образу Богородицы народ обращался с надеждой, когда приходилось отражать вражеское нашествие. На протяжении столетий Казанскую икону Божией Матери называли «Спасительницей земли русской». С ее образом связаны победы ополчения Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского, виктории Петра I, Александра Суворова и Михаила Кутузова, подвиг советских солдат в Сталинграде.

Великие победы Александра Невского и Дмитрия Донского, определившие судьбу русской государственности, воспели в ХIХ – XX веках в своем творчестве выдающиеся мастера живописи (Орест Кипренский, Владимир Серов), лаковой миниатюры Палеха и Холуя – их шкатулки также можно увидеть в экспозиции.

Среди произведений, посвященных баталиям Петра I, выделяется масштабное полотно Александра Коцебу «Сражение русских со шведами при деревне Лесной 28 сентября 1708 года» (1870), созданное по императорскому заказу, и морская баталия Алексея Боголюбова «Гренгамское морское сражение 27 июля 1720 года».

Отечественная война 1812 года – величайшая страница в истории государства Российского, пример единения всех слоев общества в борьбе с врагом. Герои войны с Наполеоном увековечены в картинах Полидора Бабаева, Петра Заболотского, Алексея Кившенко. Зрители смогут познакомиться и с выдающимся достижением русского медальерного искусства XIX века – созданной Федором Толстым серией с аллегорическими сценами на темы Наполеоновских войн 1812 – 1814 годов.

Победы русского оружия в войнах XIX века на Кавказе и Балканах запечатлевали лучшие баталисты своего времени Василий Верещагин, Франц Рубо, Алексей Попов. Их шедевры представлены на выставке.

События и герои Великой Отечественной войны предстают перед нами на картинах крупнейших советских живописцев. Одним из первых активно включился в художественную работу над военной темой Александр Дейнека, создавший грандиозное полотно «Оборона Севастополя» (1942) – символ героизма защитников родной земли.

С особенным чувством и жители, и гости нашего города встречаются с произведениями, посвященными блокаде Ленинграда. В их числе знаменитые «Партизанский отряд» (1942) Иосифа Серебряного и «Прорыв блокады. 18 января 1943 года» (1943) Владимира Серова, Иосифа Серебряного и Анатолия Казанцева. Беспримерное мужество проявили труженики тыла и мастера искусства, ведь музы не молчали (Иосиф Серебряный «Концерт в Ленинградской филармонии», 1958). Парад вернувшихся в родной город победителей увековечил создавший блокадную летопись в картинах Вячеслав Пакулин («Невский в праздник 9 июля 1945 года», 1945). Широко представлена в экспозиции графика блокадных лет (Василий Власов, Василий Николаев).

В годы Великой Отечественной войны художники нередко обращались к героическим страницам истории нашей страны. В своих картинах они воспевали славные виктории над врагами Отечества разных эпох, проводя параллели с современностью и выражая непоколебимую уверенность в Победе (Михаил Авилов «Поединок на Куликовом поле», 1943).

Победа пришла, и чувством счастья и радости, переполнявшим тогда весь советский народ, проникнуты полотна Евгения Лансере («Мир», «Победа», оба – 1945). Победные салюты запечатлели Татьяна Маврина и Михаил Бобышов. Долгожданная мирная жизнь предстает на картинах Лидии Фроловой-Багреевой «Возвращение» (1948) и Андрея Мыльникова «На мирных полях» (1950).

В послевоенные годы появлялось немало произведений-воспоминаний о минувших военных испытаниях (Александр Самохвалов «Сталинградцы», 1947). Глубоким уважением к ветеранам, благодарностью за их ратный подвиг наполнены картины советских художников (Валентин Сидоров «День Победы», 1975; Евсей Моисеенко «Ветераны», 1978).

Понять взаимосвязь исторических событий и провести линию от прошлого к настоящему помогут современные технологии и интерактивные элементы экспозиции. Специально к выставке Русский музей подготовил просветительскую онлайн-платформу «Страна Побед». Мультитач столы, представленные в залах выставки, в цифровом формате познакомят гостей с письмами пионеров на фронт, фотографиями, утраченными и вновь обретенными произведениями искусства, видеороликами от музеев-членов Ассоциации художественных музеев России, находящихся в городах, попавших в ходе Великой Отечественной войны в зону вражеской оккупации, и другими свидетельствами прошлого. Отдельный раздел онлайн-платформы посвящен героям специальной военной операции, историям бойцов и рассказам людей о событиях, происходящих сегодня в нашей стране. 

Впервые с помощью нейросетей Сбера – технологического партнера выставки – посетители получили возможность «вступить в диалог» с шедеврами искусства и прикоснуться к прошлому с помощью нейросетей GigaChat и Kandinsky. В залах представлены QR-коды, ведущие в телеграм-бот для генерации изображений, а кинозал на экспозиции стал большой иммерсивной площадкой, где можно увидеть изображения, созданные пользователями.

Русский музей благодарит Министерство культуры Российской Федерации за поддержку выставки.
 

Выставка продлится до 7 июля.

№7 от 17 мая 2025 г.

Иван Павлович Похитонов. К 175-летию со дня рождения

 

Материал предоставлен

пресс-службой Русского музея

 

Русский музей впервые в своих стенах открывает выставку картин Ивана Павловича Похитонова (1850–1923) – мастера утонченных миниатюрных живописных пейзажей, уникальных сложных композиционно и необычных по исполнению. Шедевры конца  XIX века – первой четверти XX будут представлены в Михайловском (Инженерном) замке. Выставка осуществлена при поддержке Отара Лаврентьевича Маргания.

В состав выставки вошли около 140 картин, рисунков и произведений декоративно-прикладного искусства из собраний Русского музея, Третьяковской галереи, Саратовского государственного художественного музея им. А.Н. Радищева, KGallery и частного собрания Отара Маргания. Большая часть работ Ивана Похитонова – совсем небольшие, но крайне изящные, совершенно законченные и самостоятельные картины. Самая масштабная из них – натюрморт – «Фазаны» – приехал в Петербург из Саратова.

«Уникальный мастер, художник необычайно тонкого дарования, наблюдательности, живописного умения. Его работы разнохарактерные, в основном пейзажные, но среди них также немало жанровых, портретных изображений... Иван Похитонов создал множество интереснейших пейзажных миниатюр: в его произведениях крайне любопытно рассматривать неповторимую тонкую живопись, разнообразие мотивов, богатство цветовой гаммы, очевидную реакцию художника на сменяющиеся времена года, на характер ландшафта, на различные природные состояния и явления. Все это очень чутко и точно зафиксировано», – Григорий Голдовский, заместитель генерального директора Русского музея по научной работе.

Искусство в качестве дела жизни Иван Похитонов выбрал в 27 лет: оказавшись на одной из выставок Товарищества Передвижников, он круто изменил свою жизнь и дал волю увлечению живописью. После Иван Похитонов стал настоящим художником-путешественником. Несколько лет он провел во Франции, побывал у подножия Везувия в Италии, жил в Бельгии, а после – в собственном имении в Жабовщизне (Беларусь)... И вновь отправлялся в Европу, на Кубань, в Петроград. Однако на долгие годы судьба мастера оказалась связанной с Францией и Бельгией.

Иван Похитонов был практически самоучкой. Когда он приехал в Париж, где попал в круг русских художников, он за 2–3 года нашел собственный почерк: лучшие французские арт-дилеры выставляли его произведения в своих магазинах. Во французской столице Похитонов занимался живописью под руководством пейзажиста и мариниста Алексея Боголюбова, стал одним из основателей Общества взаимного вспомоществования русских художников. Разделив общий интерес членов этого объединения, занялся керамикой, расписал ряд декоративных тарелок и плиток. Без Парижской керамической мастерской, возможно, не было бы знаменитой Абрамцевской керамики. Часть экспозиции в Михайловском замке отведена именно тарелкам и керамическим пластам, расписанным Иваном Похитоновым, Ильей Репиным, Алексеем Егоровым и Алексеем Боголюбовым.

Крошечные, размером с ладонь, дощечки лимонного или красного дерева, которые Иван Похитонов тщательно, особенным образом готовил, прежде чем написать цветущие яблони, охотничью сцену, эффекты снега, иногда – портрет, были с восторгом приняты Парижским Салоном уже в 1879 году и сразу обрели ценителей. С тех пор Похитонов регулярно представлял свои работы в самых разных экспозициях в России и за рубежом. «Чародей-художник!» – воскликнул Репин, говоря о живописи Похитонова. «Миньоны» (так миниатюрные пейзажи называли на французский манер) до сих пор кажутся творениями волшебника-ювелира и вызывают восхищенное удивление.

В 1882 году Иван Похитонов участвовал в Международной выставке, организованной крупным парижским коллекционером и владельцем галереи Жоржем Пти, и его работы нисколько не затерялись среди произведений европейских знаменитостей. В пейзажах кисти мастера ощущалось прекрасное знание искусства барбизонцев и старых голландцев.

В Русском музее наследие Похитонова впервые представлено рядом с произведениями тех художников, с которыми мастер был творчески близок. Музей продемонстрирует малоформатные живописные полотна Алексея Боголюбова, Ильи Репина, Виктора Васнецова, а также Юрия Лемана, Клавдия Степанова и малоизвестные работы других современников Ивана Похитонова.

Особое место на юбилейной выставке занимают портреты. Иван Похитонов не только изображал современников, в том числе великих русских литераторов Ивана Тургенева и Льва Толстого, но и сам становился моделью для друзей-художников. Русский музей покажет живописные портреты Похитонова, созданные Николаем Дмитриевым-Оренбургским (ГРМ) и Ильей Репиным (ГТГ), которые мастера написали с интервалом в несколько лет. Полотна показывают художника таким, каким его знали близкие друзья в конце 1870-х – начале 1880-х годов.

Несмотря на частые поездки, мастер постоянно возвращался в родные места, был активным участником выставок, исполнял императорские заказы.  Иван Похитонов был дружен со многими петербургскими коллегами и коллекционерами, в столице он был признан действительным членом Императорской Академии художеств и жил несколько лет в период Первой мировой войны. Еще в конце 1890-х, размышляя о своей судьбе, Похитонов писал Павлу Третьякову: «...Я все-таки русский художник, и мне грустно подумать о том, как мал и незаметен тот след, который я оставлю после себя на родине».

Выставка в Русском музее призвана продемонстрировать искусство замечательного творца рядом с работами других русских художников, обосновавшихся в Европе во второй половине XIX века, создать целостное представление о творчестве талантливого мастера лирического пейзажа.

Выставка продлится до 18 августа 2025 года.

№6 от 17 мая 2025 г.

Юбилейная выставка Русского музея «Великий Карл»

 

Материал предоставлен

пресс-службой Русского музея

 

Юбилейная выставка Русского музея «Великий Карл», приуроченная к 225-летию Карла Брюллова, 

поставила абсолютный рекорд посещаемости – ее увидели 477 033 человек

 

12 мая Русский музей завершил экспонирование грандиозной выставки «Великий Карл. К 225-летию со дня рождения К.П. Брюллова». По своему масштабу, уникальности, посещаемости экспозиция стала абсолютным рекордсменом за всю историю Русского музея. Выставка, открывшаяся для посетителей 16 октября, уже по итогам 2024 года была признана главным культурным событием России и главным инфоповодом года в сфере культуры по данным ведущей системы мониторинга средств массовой информации Российской Федерации «Медиалогия». Как сообщила 14 мая в телеграм-канале министр культуры Ольга Любимова, проект Русского музея к юбилею Брюллова стал «самой посещаемой выставкой за последние пять лет». Министр культуры Российской Федерации также отметила, что «проект стал абсолютным рекордом, как в 130-летней истории Русского музея, так и в музейном деле Санкт-Петербурга и всей страны».

 

Свыше 477 000 зрителей увидели грандиозное полотно «Последний день Помпеи» после первой почти за 200 лет комплексной научной реставрации, выполненную в редкой технике транспарент картину «Христос во гробе», которую впервые представили после возвращения в Россию, уникальные эскизы росписи Исаакиевского собора и другие жемчужины из собрания Русского музея и ведущих музеев страны и частных собраний.

 

«Выставку «Великий Карл» посетило 477 тысяч человек. Конечно, это самая грандиозная выставка за всю 130-летнюю историю Русского музея. Мы поступили правильно, сделав два года назад ставку на новую осмысленную стратегию развития – формирование спроса на русское искусство, а, значит, и на собственное собрание Русского музея, поскольку Русский музей и есть крупнейшая сокровищница русского искусства в мире», – отметила Алла Манилова. Также генеральный директор Русского музея добавила, что никогда прежде не было такого интереса к экскурсиям. Из 477 000 зрителей 57 500 – посетили выставку с экскурсионным сопровождением, что свидетельствует о принципиально новом характере спроса – спроса на глубокий, обстоятельный разговор, проникновение в суть шедевров, представленных в залах музея.

 

Выставка «Великий Карл» собрала все бриллианты в драгоценной короне Карла Брюллова, а также стала рекордсменом по количеству сенсаций, то есть шедевров, которые демонстрируются впервые, в том числе из закрытых частных коллекций Санкт-Петербурга и Москвы. Произведения Брюллова входят в перечень шедевров мирового искусства, среди которых и «Последний день Помпеи» – абсолютный шедевр, который стоит наравне с произведениями гениев итальянского Возрождения.

 

В залах Михайловского дворца для гостей было представлено около 160 живописных полотен кисти гения русского искусства, почти 250 акварелей и рисунков. В едином пространстве – сокровищнице подлинных шедевров и сенсаций – зрители смогли увидеть ранние произведения Брюллова, его жанровые картины итальянского периода, галерею превосходных портретов и автопортретов, натурные зарисовки, захватывающие исторические сюжеты и превосходные религиозные росписи.

 

Предвестники нового достижения ждали Русский музей уже во время новогодних каникул. Тогда жители и гости Северной столицы наблюдали огромные очереди на площади Искусств – множество гостей решили встретить 2025 год именно с Русским музеем и в первые январские дни отправились на блистательную экспозицию «Великий Карл». В праздничную неделю Русский музей принял более 177 000 посетителей со всей России и стал абсолютным лидером по посещаемости в период новогодних каникул по официальным данным, опубликованным в телеграм-канале Министра культуры Российской Федерации Ольги Любимовой.

 

Прошлым рекордсменом по посещаемости Русского музея стала выставка «Василий Суриков. К 175-летию со дня рождения». В 2024 году в корпус Бенуа отправились более 334 000 зрителей, чтобы увидеть вживую свыше 120 живописных и графических произведений Василия Сурикова.

№4 от 26 марта 2025 г.

Августейший управляющий Русского музея

 

Материал предоставлен

пресс-службой Русского музея

 

В преддверии празднования 130-летнего юбилея Русский музей открывает выставку, посвященную Великому князю Георгию Михайловичу Романову – первому управляющему Русского музея, собирателю произведений искусства и выдающемуся нумизмату.

Великий князь Георгий Михайлович Романов (1863–1919) – третий сын Великого князя Михаила Николаевича и Великой княгини Ольги Федоровны, внук Николая I, двоюродный дядя Николая II. В 1895 году своим венценосным племянником Георгий Михайлович был назначен Августейшим управляющим Русского музея императора Александра III и находился в этой должности вплоть до марта 1917 года.

Роль Августейшего управляющего в деятельности Русского музея невозможно переоценить: он курировал пополнение собрания, фотофиксацию музейных предметов, каталогизацию, создание экспозиции.

Накануне юбилея Русский музей представит исторические фотографии, рукописи и архивные документы, которые не только познакомят посетителей с образом Великого князя, но и расскажут о первых годах в истории крупнейшего музея отечественного искусства, о начале формирования коллекции, которая сегодня насчитывает более 440 000 экспонатов.

Особой страстью Георгия Михайловича была нумизматика: на протяжении трех десятилетий он занимался коллекционированием, изучением и систематизацией монет и медалей. Экспозиция в Садовом вестибюле Михайловского дворца предоставит посетителям редкую возможность увидеть предметы из фонда нумизматики, в том числе серебряные медали XIX века, связанные с историей музея.

№3 от 18 марта 2025 г.

«Вооружайтесь, благородные мужи!». Музей-панорама «Бородинская битва»

 

Материал предоставлен

пресс-службой Музея-панорамы "Бородинская битва"

 

С 2019 года Музей-панорама «Бородинская битва» реализует выставочный проект «Российские губернии в Отечественной войне 1812 года» и знакомит московскую публику с региональными музеями, чьи коллекции рассказывают о героическом 1812-м годе в судьбе своего края. За несколько лет Бородинская панорама пригласила к участию музеи Калуги, Улан-Удэ, Костромы, Нижнего Новгорода и Твери. В 2025 году к выставочному проекту присоединяется Новгород.

«Вооружитесь, благородные мужи! Предшествуйте силе ратной. Вы все братия одной земли…» – такие строки читаем в воззвании к новгородцам 15 июля 1812 года.

К сентябрю 1812 года в Новгородской губернии было сформировано двенадцать дружин, всего более десяти тысяч человек. Новгородские ратники приняли участие в сражении на реке Березине в ноябре 1812 года и заграничных походах русской армии 1813-1814 годов.

На выставке представлены боевые реликвии новгородского ополчения – знамя-хоругвь с изображением Богоматери и архиепископа Новгородского Иоанна, крест Санкт-Петербургского и Новгородского ополчений 1812 года, именные списки ратников.

В селе Грузино Новгородской губернии располагалось имение генерала Алексея Аракчеева, под чьи началом были проведены преобразования в российской артиллерии. Отдельное место на выставке занимают предметы, принадлежавшие графу Аракчееву, среди которых портфель, письменный прибор, книги.

Богатое собрание Новгородского музея-заповедника позволяет продемонстрировать редкие портреты участников войн против наполеоновской Франции и ярких деятелей начала XIX века. В их числе – генерал Ефим Чаплиц, казачий командир Степан Иловайский 8-й, горнопромышленник Сергей Яковлев, дипломат Алексей Орлов.

 

Выставка открыта до 29 мая 2025 года.
Возрастная категория: 12+

 

Стоимость входного билета в музей:

500 руб. – полный, 250 руб.– льготный.

№2 от 09 марта 2025 г.

Русский музей представил в Сатке выставку «Весть»

 

Материал предоставлен пресс-службой 

Русского музея.

 

5 марта во Дворце культуры «Магнезит» (Сатка) открылась выставка «Весть». На ней представлены 23 произведения из собрания Русского музея. Выставка посвящена проблеме передачи, получения и достоверности информации в ее художественной интерпретации. Экспозиция позволяет по-новому взглянуть на мир информации и ощутить, что в центре любого технологического процесса всегда остается человек.

 

В прошлом году масштабная новаторская выставка «Весть» с большим успехом демонстрировалась в корпусе Бенуа Русского музея. В Сатке представлены избранные произведения, входившие в состав той экспозиции: вместе с шедеврами Василия Перова, Николая Касаткина, Александра Лактионова зрители увидят и работы современных мастеров.

 

Выставка организована при поддержке Группы Магнезит в рамках проекта «Русский музей. Сатка».

Город Сатка и Русский музей уже более десяти лет объединяют прочные культурные связи. Начиная с 2013 года, в Сатке регулярно проходили выставки одной картины из цикла «Шедевры Русского музея», где посетители могли увидеть «Запорожцев» Ильи Репина, «Девятый вал» Ивана Айвазовского, «Портрет Ф.И. Шаляпина» Бориса Кустодиева и другие известнейшие произведения. В 2016-м в Сатке открылся виртуальный филиал Русского музея. В 2024-м началась работа над проектом «Русский музей. Сатка», в рамках которого будет создан просветительский и выставочный центр Русского музея в Челябинской области.

 

Начиная с классических произведений, через переосмысление русского авангарда и отражение в искусстве «вестей из космоса», посетители выставки «Весть» познакомятся с разнообразием художественных образов, посвященных теме вестей и коммуникации: от привычных средств связи (письмо, телефон, телевизор, радио, компьютер) до медиа-артов и других воплощений цифровой информации.

 

Выставку открывают произведения классиков русского искусства (Василий Перов «Сплетница», 1875; Николай Касаткин «Клевета», 1893). Благодаря соседству с работами современных авторов хрестоматийные картины получают новое, нестандартное звучание и становятся ключом к пониманию творчества творцов нашего времени.

 

Произведения, связанные с отправкой и чтением частной корреспонденции, раскрывают и образ создателей новостей, и образ получателей, адресатов (Неизвестный художник «Женщина, пишущая письмо», XVIII век; Неизвестный художник «Портрет неизвестного в мундире губернского прокурора с письмом в руке. 1820-е). Личные письма отделяют человека от публичного пространства, главное в таких картинах – духовный мир человека. От этих произведений тянутся нити к знаменитой картине Александра Лактионова «Письмо с фронта» (1962). Личное письмо становится символом добрых вестей для всех, кто их ждёт в тревожное время.

 

В произведениях начала и середины ХХ века, посвященных газетам, газета изображается в различных качествах: политической реплики, знака времени, символического элемента, образа перемен (Николай Радлов «Член профсоюза! Читай свою газету - Ленинградский рабочий», 1924; Дмитрий Буланов «Подписывайся на почте на 1930 год», 1929; Гелий Коржев «Газетчик», конец 1950-х – 1960-е). Тема газеты вдохновляет и современных художников. Специально для выставки петербургский дизайнер Татьяна Парфенова придумала объект «Костюм для журналиста» (2024).

 

Когда в мир информации пришло радио, это глобальное технологическое изменение тоже нашло отражение в мире искусства (Владимир Малагис «Слушают доклад И.В. Сталина», 1933). Позднее это произошло уже с телевидением (Юлия Сегаль «Женщина у телевизора», 1980).

 

Телефонная связь обладает впечатляющим эмоциональным спектром – от пугающих «звонков сверху» до тёплых, домашних бесед (Олег Комов «Девочка у телефона», 1960; Максим Митлянский «Телефон II», 2013-2015).

 

Отражена в экспозиции и интригующая тема дезинформации, слухов и сплетен.  Они являются тёмной стороной коммуникации, без которой она, однако, не может существовать.

 

Авторов нового поколения интересуют самые острые и актуальные темы, среди них – визуальный язык для обмена информацией между человеком и цифровой вселенной. Впечатляющий пример – видеоинсталляция Rinatto L’bank «Очередное потерянное поколение» (2024). Художник исследует визуальные коммуникации и процессы мутации человеческого тела в киберпространстве.

 

Выставка продлится до 25 апреля.

№1 от 08 марта 2025 г.

К 150-летию Е.Е. Лансере. Отец и сын

 

Материал предоставлен пресс-службой 

Дома русского зарубежья имени Александра Солженицына

 

13 марта 2025 года в Доме русского зарубежья имени Александра Солженицына открывается выставка, которая расскажет о преемственности творчества скульптора Евгения Александровича Лансере (1848-1886) и его сына Евгения Евгеньевича Лансере (1875-1946).

 

На выставке представлен 221 экспонат, из них 56 работ живописи и графики Евгения Евгеньевича Лансере, 16 уникальных предметов декоративно-прикладного искусства из собрания Дагестанского музея изобразительных искусств им. П.С. Гамзатовой, 22 скульптуры Евгения Александровича Лансере из коллекции Давида Якобашвили, галереи «Кабинетъ», музея памяти семьи Императора Николая II; 112 экспонатов предоставлены потомками семьи Лансере, Евгением и Аллой Лансере. 47 путевых блокнотов с зарисовками Евгения Евгеньевича Лансере экспонируются впервые и охватывают период с 1904 по 1929 год. 14 уникальных исторических предметов декоративно -прикладного искусства (оружие и костюм) предоставлены частным коллекционером из Москвы.

 

 

Герои нашей выставки посвятили довольно заметную часть своего творчества кавказскому региону. Евгений Александрович Лансере, крупнейший скульптор-жанрист и анималист, самый яркий представитель русской школы кабинетной бронзовой скульптуры, прожил довольно короткую жизнь, в возрасте 38 лет он скончался от чахотки, но кавказский регион навсегда поселился в его работах. Пребывание на Кавказе позволило ему по-настоящему проникнуться красотой этих мест (природой, людьми и, главное, почувствовать неразрывную связь горца с лошадьми). Горец и его верный конь становятся чуть ли не главными темами его скульптур.

 

 

Свое увлечение Кавказом скульптор передал и своему старшему сыну Евгению Евгеньевичу Лансере (1875-1946). Живописец, книжный график, монументалист, член объединения «Мир искусства», Евгений Евгеньевич, по его воспоминаниям, «влечение к Кавказу» получил от отца «как наследственность». Он прожил неполных 16 лет своей жизни на Кавказе, так полно и достоверно показав землю и ее людей, что в чем-то этот период его жизни явился энциклопедией этой прекрасной земли.

 

 

Первый раз Лансере оказался на Кавказе летом 1904 года, женившись на Ольге Арцыбушевой (1881–1957), чей портрет кисти младшей сестры Евгения Евгеньевича, Зинаиды Серебряковой также будет представлен на выставке. Следующая поездка Лансере на Кавказ состоялась в 1912 году, когда он работал над иллюстрациями к повести Льва Толстого «Хаджи-Мурат». Несколько месяцев (конец 1914– начало 1915 года) художник провел на Кавказе во время Первой Мировой войны, а затем вместе с семьёй оказывается на Кавказе уже в 1917 году. Он проживет с семьей в Тифлисе до 1934 года, до момента, когда будет приглашен для работы в Москву. В этот период художник совершит много экспедиций по региону: Дагестан, Турция («Лето в Анкаре»), Сванетия, Армения, Азербайджан.... И будет неизменно возвращаться к этнографии и природе Дагестана, к его людям и горам.

 

 

Унаследованная от отца любовь художника к кавказскому региону предстанет на выставке в картинах и скульптурах, предметах аварского быта, атрибутах жизни горца.

 

Выставка продлится до 29 июня 2025 года.